Давно хотела это написать...
Очень хочется, чтобы каждый заказчик прочитал сей крик души и сделал для себя соответствующие выводы...
Уверена, многие исполнители сталкиваются с этим, будь то кодеры, дизайнеры, верстальщики или текстовики.
Итак...
Волей судьбы приходится сталкиваться с разными заказчиками и разными работами, будь то написание дизайна (давно этим не занимаюсь, слава богу) или текстового контента, будь то простой логотип или целый набор мега-иконок и прочей графики для сайта.
Одни знают сразу, что им нужно. Подробное ТЗ - залог успеха. Это влияет и на скорость, и на качество, и на ожидаемый результат, и даже нередко на стоимость работы. Жаль, что не каждый заказчик способен правильно сформулировать ТЗ. Да хотя бы предоставить его вообще...
Отсюда и все недопонимания, отказы или бесконечные переделки.
Разберем ситуацию "сделай на свой вкус".
Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Вкусы у всех разные и могут не совпадать. Особенно у заказчика и исполнителя.
Если ты, о, заказывающий дизайн для своего интернет-ресурса (или просто логотип, не важно) "на вкус дизайнера", остался недоволен результатом, не стоит упрекать исполнителя в том, что он "нарисовал совсем не то, что хотелось бы", ибо о том, что тебе хотелось, о, уважаемый заказчик, ты изначально не сказал ни слова.
Читать твои мысли никто не может, посему не надейся на "вкус дизайнера", если в твои планы изначально не входило в край задолбать его и попасть в персональный ЧС.
Самое время сесть и подумать, а что же тебе на самом деле хотелось... Если ты и сам не знаешь, что бы тебе хотелось, откуда это должен знать дизайнер, рисующий тебе что-либо "на свой вкус"? Метод тыка не всегда уместен в таких ситуациях, ибо часто не соответствует ожиданиям.
Такой метод заказа изначально обречен на провал (в большинстве случаев), т.к.:
- вам придется просить исполнителя переделать работу, возможно, неоднократно. Пока не получится именно "то, что нужно". Соответсвенно, исполнителю придется неоднократно переделывать, чтобы попасть точно в цель по "своему вкусу", который придется по душе и вам.
- вам придется перезаказывать у других, поскольку текущий исполнитель не захочет продолжать сей мазохизм.
- вам придется сделать вид, что понравилось, и довольствоваться тем, что сделано не совсем на ваш вкус.
Оно вам надо?
Как изменить ситуацию? Да очень просто! Нужно изначально знать, что тебе нужно, и иметь для этого четкое ТЗ. А если ты занимаешься серьезным делом - еще и иметь свою графику для работы (например, эксклюзивные качественные фото, которые будут использованы в дизайне сайта), но никак не скачанную с соседнего сайта подобной тематики.
Та же самая история и с версткой страниц сайта. Если заказчик сам не знает, что ему нужно, не стоит ставить эксперименты и испытывать терпение верстальщика в поисках "того, что нужно", заплатив при этом лишь за конечный результат. В следующий раз исполнитель обязательно вам откажет, сославшись на занятость (если совесть не позволяет послать прямо).
Далее...
Давайте разберем на примере ситуацию с написанием контента для сайта (в примере рерайт, копипаст).
Очень часто бывают заказы вида "Да пофиг, что. Лишь бы побыстрей контентом наполнить. Там скопипасть, тут немного, лишь бы было не пусто". Особенно убивает, когда такое заказывают для серьезных сервисных проектов.
И что в итоге? А в итоге начинается "неее, ну вот это не надо было писать, а вот тут изменить надо срочно, пока никто не увидел, вот тут добавить немного, здесь убрать абзац, там параметры не те, и вообще кто этот только бред написал..."
А что вы хотите? Что заказали, то и получили. Не так ли? Вариант "кота в мешке с одного сайта, скрещенного с кактусом в противогазе с другого сайта", подойдет лишь для ресурсов, которые создаются для ботов. А людям нужен продуманный контент, написанный с душой, на который было потрачено время.
Если хочется качества - никогда не делайте заказ по типу "лишь бы было". Ибо оно действительно "лишь бы будет", не более.
Опять же - четкое ТЗ, и дело в шляпе. Нет времени и/или фантазии на его написание? В таком случае ничто не мешает доплатить исполнителю за этот момент, да и за последующие "автопродления" ТЗ в том числе.
Как написать ТЗ? Что для этого нужно?
Нужно для этого всего лишь малость: включенная фантазия, точное представление о том, что нужно, клавиатура и руки, чтобы написать все это текстом, по пунктам (подробно).
Возможно, нарисовать или предоставить скрины/ссылки ресурсов, хотя бы примерно похожих на то, что вам хочется, если это касается верстки страниц и дизайна.
Дизайнеру - дать необходимую графику для работы, которая должна быть включена в дизайн (если это планируется). Либо четко описать, какая графика нужна (в случае с графикой "с нуля" или графикой из интернета).
Кодеров - не стоит просить сделать "как там". Лучше описать все это в тех. задании - именно так, как сделано "там", подробно, чтобы кодеру не пришлось идти "туда" самому и тратить время на изучение того, что "там" есть, чтобы сделать так же. Конечно же, если вы оплатите время, потраченное на изучение "как там" изнутри - тогда другой разговор.
Не нужно бояться того, что напишете лишнего. Хуже будет, если в конечном варианте будет не хватать того самого "лишнего", о чем не написали изначально. А особенно это будет плохо, если кодеру из-за этой "мелочи" придется переписывать весь скрипт. Это время. А время - деньги.
Старайтесь обдумать каждую деталь ДО, а не после выполнения вашего задания. Одно дело - внести какие-либо поправки в готовую работу, и совсем другое - вносить в нее совершенно новые пункты, которые не были указаны ранее.
Подводим итоги.
Никогда не заказывайте (заказчики) и не берите заказов (исполнители) "на свой вкус" или "лишь бы было".
Не ленитесь написать подробное ТЗ (заказчики) - от этого напрямую зависит ваше скорое наслаждение конечным результатом.
Спрашивайте портфолио (заказчики), чтобы потом не оказалось, что исполнитель совершенно не умеет ничего делать, либо он начинающий в этом деле, или же работает совсем не в том стиле, который вам по душе.
Если не уверены, что вам это нужно - не заказывайте.
Если не уверены, что хотите этим заняться - не берите заказ.
И под конец ВСЕ - давайте относиться к делу так, чтобы это доставляло удовольствие и тем, и другим. Без долгих головняков и нервотрепок